Старинное местное предание

Стариное местное придание - пос. Волконка

«В незапамятные времена жили-были в местных горах. карлики-испы. Они были мудрые и хитрые; знали свойства трав, металлов, всякие чудес­ные науки; ездили верхом на зайцах, рубили папоротник на дрова и не ведали смерти.

Мрачные глубокие ущелья заселял другой народ, великаны-иныжи. Не­виданной силой обладали они, вековые дубы с корнями вырывали, огром­ными скалами швырялись, словно камешками, но были глупыми и прими­тивными/ хотя могли при желании летать по воздуху, а также превращать­ся в животных и птиц. Сказывают, что у них могло быть три, семь и даже двенадцать голов; а также по нескольку пар рук. Отрубленная голова и ины-жа могла потом свободно прирасти к телу. Их появление, как правило, сопровождали гроза и смерчи. Недаром слово «иныж» в переводе означа­ет - «сверхбольшой; огромный, грозный».

Кто построил карликам эти дома? ( Вес одной плиты около 5-7 тонн ! )

Никто не знает как это произошло, что испы заставили на себя «немно­го» поработать грозных иныжей. Как же это маленьким карликам удалось под­чинить себе таких огромных великанов? Одни старцы рассказывают, что хит­ростью. Разжалобили маленькие человечки гигантов, и те сами предложили помощь малышам. Другие говорят, что при помощи чар, зелий травяных, да посвистываний разных. Словом, стали великаны строить для карликов камен­ные дома. Зажили в них с тех пор малютки-испы удобно и привольно.

(Адыги-шапсуги в наши дни, так же, как и в древности, называют доль­мены словом «Спыунэ». Спы - карлик; унэ-дом, или «Дом карлика». В темиргоевском и абадзехском диалектах несколько иной оттенок «Ис-пун» - «Дом карлика-испа». И совсем уж другая семантика этого слова отмечается у адыгув-бжедугов. «Псэун» у них переводится, как «Дом души» или «Дом для души». Псэ - «душа», ун - «дом». Это может явить­ся некоторым подтверждением того, что дольмены могли, служить усы­пальницами, подобно пирамидам Египта.***).

Что же случилось после, сложно сказать. Или климат поменялся, резко по­холодало; или мор какой-то начался, словом, исчезли испы вместе с иныжами. Только вот старики-адыги в горных аулах говорят, будто бы испы до сих пор существуют, только ушли, куда-то глубоко под землю и только ясными лунными ночами иногда выходят к своим каменным домам и танцуют - кружатся при свете Луны, вспоминая далёкие времена своей юности. Не каждому дано их увидеть, да и стоит ли? Пускай уж лучше это останется красивой тайной, загад­кой, чтобы вслед за гениальным Шекспиром можно было бы повторить:

«Есть многое на свете, друг Горацио, Чего не знают наши мудрецы.

Экскурсии в Волконке - Лазаревский район